Хоружий Сергей Гаврилович
Стандартизация депозитарной деятельности –
шаг к цивилизованному рынку ©
Законом Украины “Про Национальную депозитарную систему и особенности электронного обращения ценных бумаг в Украине” и Указом Президента Украины “Об общих основах функционирования Национального депозитария Украины” к исключительной компетенции Национального депозитария Украины отнесены стандартизация депозитарного учета и стандартизация документооборота относительно операций с ценными бумагами (для обобщения в дальнейшем - стандартизация депозитарной деятельности). Обеспечение НДУ выполнения указанных выше направлений деятельности будет влиять на интересы не только профессиональных участников индустрии ценных бумаг а и простых собственников ценных бумаг.
Дело в том, что за последние десять лет в экономике Украины произошли существенные рыночные преобразования, которые привели к появлению индустрии ценных бумаг. Получив в наследство плановую экономику, Украина не имела ресурсов на содержание нерентабельных предприятий и громоздкой системы управления государственным хозяйством. Поэтому за счет проведения приватизации государство передало акционерам ответственность за управление предприятиями. Это привело к появлению большого количества ценных бумаг. В приватизации принимала участие больше чем половина населения Украины.
Что же именно получили собственники ценных бумаг и где находятся ценные бумаги?
При проведении приватизации поиски ответов на эти вопросы были не актуальными. Собственники ценных бумаг получали любые суррогаты, которые должны были подтверждать право собственности на ценные бумаги. Только в 1998 году Закон Украины “Про Национальную депозитарную систему и особенности электронного обращения ценных бумаг в
Украине”, в конце концов, урегулировал процесс подтверждения права собственности на ценные бумаги и процесс перехода прав, которые вытекают из права собственности на ценные бумаги.Важно заметить, что сама по себе бумага ценной бумаги мало чего стоит. Бумажная (документарная) ценная бумага без наличия удостоверенных в нем обязательств эмитента может иметь стоимость только для нумизматов. Удостоверенные эмитентом в ценной бумаге обязательства фактически определяют “ценность” ценных бумаг для инвесторов. Право собственности на ценную бумагу предусматривает для собственника владение, распоряжение и пользование этой ценной бумагой. Владение и распоряжение относится именно к ценной бумаге. А вот реализация собственником своего права пользования ценной бумагой и
есть, фактически, реализацией прав, которые закрепленные в ценной бумаге.Собственник может сразу получить права, которые закреплены в ценной бумаге, при передаче ему только документарных ценных бумаг на предъявителя.
В отличие от развитых европейских стран, где в обращении находятся преимущественно ценные бумаги на предъявителя, в Украине вся приватизация проводилась именными ценными бумагами. Именно поэтому в Украине в обращении преимущественно находятся или именные ценные бумаги, или ценные бумаги, выпущенные в бездокументарной (электронной) форме. Права, которые закреплены в таких ценных бумагах, новый собственник получает не с момента вручения прежним собственником какого-либо документа, который подтверждает его право собственности, а с момента регистрации нового собственника у регистратора или у хранителя ценных бумаг. Таким образом, в Украине собственники на руках имеют только подтверждение о владении ценными бумагами. Учет прав, которые вытекают из права собственности на ценные бумаги, фактически, ведут регистраторы или хранители. Таким образом, заинтересованность собственников ценных бумаг в создании надежной системы учета ценных бумаг с помощью стандартов НДУ очевидна.
Во время существования СССР потребности в депозитарном учете ценных бумаг не было потому, что существовали лишь бумажные государственные облигации, которые выпускались на предъявителя. Методологию новой учетной системы необходимо было создавать с нуля. Украине повезло, что больше ста стран мира уже прошли этот путь. Наличие опыта других стран предоставило возможность сэкономить и средства и время, которых и так не было. Но для слепого копирования иностранных достижений большого ума не требуется. Проблема в том, что вместе с чужой учетной системой необходимо перепринять все законодательные акты, которые регулируют права собственности и обязательственные права в Украине, создать такую же систему надзора и инфраструктуру, а также желательно изменить менталитет населения. Такой революционный путь был неприемлем, и потому опыт развитых стран необходимо было адаптировать к украинским реалиям. При этом существовали существенные проблемы и морально устаревшие нормы законодательства, которые мешали ввести новации мировой индустрии ценных бумаг.
В развитых странах учетные системы ценных бумаг уже давно существуют и все операции с ценными бумагами осуществляются именно через такие депозитарные системы. Процедуры учета, клиринга и расчетов, которые используют депозитарии и хранители, определяют действенность и эффективность рынков ценных бумаг, помогают обеспечить их целостность, снизить уровень риска и сэкономить значительные средства. Именно поэтому сближение существующего и будущего законодательства Украины с международными нормами является важным условием достижения привлекательности украинской
индустрии ценных бумаг для инвесторов.Основательного осмысления стратегии европейской интеграции Украины, возможно, достичь на основе изучения конкретных европейских и международных норм и на этой основе обеспечить реализацию таких норм в отечественных нормативно-правовых актах. Это требование, в частности, установлено в Законе Украины “Про Национальную депозитарную систему и особенности электронного обращения ценных бумаг в Украине” к осуществлению стандартизации депозитарного учета и стандартизации документооборота относительно операций с ценными бумагами и в соответствии с международными нормами. Внедрение НДУ стандартов должно стать реальным шагом к адаптации украинского законодательства к международным и, в частности, к европейским нормам.
Указом Президента Украины “Об Общих основах функционирования Национального депозитария Украины” установлено, что стандарты депозитарного учета и стандарты документооборота относительно операций с ценными бумагами, установленные Национальным депозитарием и согласованные с Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку, являются обязательными к выполнению всеми участниками Национальной депозитарной системы, в состав которой входят регистраторы, хранители и депозитарии. Стандарты Национального депозитария Украины должны обеспечить создание единой системы учета ценных бумаг в Украине
.Развитие Национальной депозитарной системы требует внедрения современных методологических принципов и технологий, которые отвечают тенденциям глобализации рынков и в мировом масштабе стандартизируют все процедуры, связанные с электронным обращением ценных бумаг.
Необходимость создания надежной системы учета прав собственности собственников ценных бумаг сегодня является не менее (а даже более) актуальным чем создание электронной системы расчетов за соглашениями с ценными бумагами. Поясняется это тем, что на сегодня индустрия ценных бумаг ориентирована преимущественно на обслуживание процессов перераспределения собственности за счет постепенной консолидации мелких пакетов акций стратегическими инвесторами. Портфельных инвесторов, которые довольно живо работали на рынке государственных облигаций, на украинский рынок акций пока калачом не затянешь. Этим, в частности, можно объяснить незначительные объемы операций у организаторов торговли. Понятно, что от того, как будут учитываться ценные бумаги инвестора, предприятие не станет более инвестиционно привлекательным. Но кроме расчетов прибыльности капиталовложений в ценные бумаги инвестор должен убедиться, что средства, инвестированные им в ценные бумаги, на самом деле охраняются. Такую уверенность и обеспечивает сформированная в стране система учета ценных бумаг.
Важно чтобы такая система существовала и надежно работала. А как она работает - инвестора не интересует. Это все равно как для клиентов банков не интересно как работает банк. Клиенты заинтересованы в наличии такой банковской системы, которая своевременно и надежно должна перечислять их деньги.
Внедрение стандартов НДУ является важным еще и потому, что в Украине нет единого рынка ценных бумаг, а существует 8 организованных рынков. Соглашения же с ценными бумагами заключаются преимущественно вне границ таких рынков. Для такой рассредоточенной индустрии ценных бумаг учетная система, которая работает по единым правилам, должна обеспечить стабильные расчеты по соглашениям инвесторов с ценными бумагами. С внедрением единых стандартов учетная система ценных бумаг сможет четко учитывать права инвесторов, будет оказывать содействие защите прав собственников ценных бумаг и обеспечивать безрисковые расчеты по соглашениям с ценными бумагами.
Итак, необходимо создать такую учетную систему, которая напоминает банковскую систему. Счет у хранителя или запись у регистратора можно рассматривать как открытый денежный счет в банке. Банковская система Украины получила необходимую методологию за счет принятия Национальным банком соответствующих инструкций. Стандарты НДУ для Национальной депозитарной системы должны сделать тоже самое.
В мировой практике сложились два пути формирования учетных систем ценных бумаг.
Первый путь основан на бухгалтерском принципе вне балансового учета ценных бумаг как бланков строгой отчетности по “принципу складских записей”. То есть приобрели ценные бумаги – включили в учет, продали – вывели из учета. По такому принципу в СССР осуществлялся учет государственных облигаций и сейчас проводится бухгалтерский учет бланков ценных бумаг. Почти этот же принцип используется в депозитарных системах некоторых стран.
Второй путь основан на принципе двойной записи и существовании активных и пассивных счетов. Именно такой принцип преимущественно используется в европейских странах. Отличие бухгалтерского учета от депозитарного состоит в том, что объектом депозитарного учета являются права.
Значительным вкладом в создание новой учетной системы стал опыт обслуживания обращения государственных ценных бумаг Национальным банком Украины, которому первому пришлось не только создавать новую методологию а и технологически реализовывать ее.
Нормативно - правовой фундамент для создания единой системы депозитарного учета был заложен в Положении о депозитарной деятельности (решение ДКЦПФР от 26.05.98 за №61). Установленные этим Положением дефиниции “депозитарные активы, пассивные счета в ценных бумагах, активные счета в ценных бумагах” обеспечили формирование депозитарного учета по принципу двойной записи. Было определено, что депозитарный учет предусматривает аналитический и синтетический учет ценных бумаг на счетах в ценных бумагах, на которых отображается обращение ценных бумаг, ограничение обращения ценных бумаг, перемещение депозитарных активов. При проведении депозитарного учета постоянно должно обеспечиваться соблюдение депозитарного учетного баланса между объемом размещенных в депозитарных учреждениях депозитарных активов и распределением ценных
бумаг, которые составляют эти депозитарные активы, между депонентами (клиентами) депозитарного учреждения.Дальнейшее развитие депозитарного учетапроизошло после утверждения Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку Норм и правил учета ценных бумаг в Национальной депозитарной системе (далее - Нормы) (решение от 13 апреля 2000 г. N 40, зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 15 сентября 2000 г. за N 616/4837).
Нормами и правилами учета ценных бумаг в Национальной депозитарной системе установлено, что:
С целью создания единой системы депозитарного учета Национальным депозитарием с привлечением специалистов государственных органов, экспертов фондового рынка и представителей международных организаций разработан и утвержден Стандарт депозитарного учета № 1. “Общие основы осуществления депозитарного учета. Балансовые счета депозитарного учета” ( решение Правление Национального депозитария Украины от 25.10.2000 № 25/1, зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 10.11.01 за № 796/5017).
Установленная Стандартом №1 система учета ценных бумаг и учета прав собственности по ценным бумагам базируется на систематизации законодательных актов Украины относительно учета прав собственности и может служить основой для создания соответствующего технологического и программного обеспечения. В этом стандарте впервые среди стран СНГ удалось создать основу для формирования единой системы депозитарного учета как для государственных так и для корпоративных ценных бумаг. Этот документ определяет правила присвоения депозитарного кода счету в ценных бумагах, кодификации аналитических счетов депозитарного учета, классификации балансовых счетов депозитарного учета ценных бумаг и план балансовых счетов депозитарного учета.
Надзор и контроль по соблюдению стандартов Национального депозитария Украины осуществляют Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, другие органы и учреждения в соответствии с действующим законодательством.
Для внедрения Стандарта №1 осуществляется План общих мероприятий Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку и Национального депозитария Украины, который утвержден решением ДКЦПФР от 25.04.01 № 107.
Со времени вступления в силу Стандарта №1 Национальный депозитарий Украины неоднократно получал устные и письменные запросы от хранителей относительно осуществления депозитарного учета в соответствии с требованиям Стандарта и Норм. В этих запросах указано, что успешное внедрение хранителями Стандарта и Норм зависит от программного продукта, который до сих пор не приведен в соответствие к требованиям Стандарта и Норм. Фактически, созданная ситуация, при которой хранители вынуждено нарушают действующее законодательство. Нормы законодательства и стандартизация не могут заменить собою технологию и программные продукты, которые должны обеспечить функционирование Национальной депозитарной системы. Поэтому необходимо настойчиво обеспечить надзор и контроль по соблюдению норм действующего законодательства.
По моему мнению, время поставит все на свои места.
Для обеспечения функционирования единой системы депозитарного учета НДУ в соответствии с действующим законодательством решением
Правление от 11.01.2001 №1/1 было утверждено “Положения о порядке получения хранителем, депозитарием и иностранным депозитарным учреждением кодов междепозитарного учета” (зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 27.01.2001 г. за №82/5273). По состоянию на конец октября 2001 года коды междепозитарного учета (МДО) получили 42 хранителя. На сегодня это больше половины хранителей, которые имеют соответствующие лицензии.В соответствии с действующим законодательством и требованиями “Положения об учете прав собственности нерезидентов на ценные бумаги украинских эмитентов, утвержденного решением ДКЦПФР от 20.04.2001 №138 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 08.06.2001 за №488/5679, решением Правления НДУ 25.07.2001 № 8/1 был утвержден “Порядок назначения индивидуальных идентификационных кодов собственникам ценных бумаг – нерезидентам” (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 14.08.01 за № 694/5885).
В этом Порядке установленные единые правила назначения индивидуальных идентификационных кодов нерезидентам (юридическим или физическим лицам) - собственникам ценных бумаг украинских эмитентов, правила назначения кода собственнику ценных бумаг – нерезиденту для формирования депозитарными учреждениями депозитарного кода счета в ценных бумагах и порядок представления депозитарными учреждениями информации про назначенные индивидуальные идентификационные коды собственников ценных бумаг – нерезидентов в Национальный депозитарий Украины.
Индивидуальный идентификационный код собственника ценных бумаг – нерезидента должен однозначно идентифицировать определенного нерезидента – юридическое или физическое лицо. На основании полученной от депозитарных учреждений информации для обеспечения функционирования единой системы депозитарного учета Национальный депозитарий Украины формирует и ведет Реестр индивидуальных идентификационных кодов собственников ценных бумаг – нерезидентов. На конец октября 2001 хранителями назначено свыше 500 индивидуальных идентификационных кодов собственникам ценных бумаг – нерезидентам.
В соответствии с Перечнем вопросов, которые требуют урегулирования при осуществлении НДУ стандартизации депозитарного учета и документооборота относительно операций с ценными бумагами, утвержденного решением Правления, НДУ разрабатывает ряд новых стандартов, в частности, относительно порядка применения плана балансовых счетов депозитарного учета ценных бумаг, относительно документооборота при ведении реестров собственников именных ценных бумаг, относительно документооборота при хранении и обслуживании обращения ценных бумаг на счетах в ценных бумагах и при операциях эмитента относительно выпущенных им ценных бумаг, включая обслуживание
займа и залога для ценных бумаг и т.п.Кроме того, что разработка стандартов очень сложный и большой по объемам процесс, в Украине, к сожалению, очень мало высококвалифицированных специалистов, которые способны разработать необходимые стандарты. Они работают в разных учреждениях, но их объединяет заинтересованность в создании качественных нормативных документов. Однако на этапе внедрения стандартов возникают проблемы, поскольку не все заинтересованные в создании прозрачной, стабильной и понятной учетной системы. Громкие дела относительно грубого нарушения прав инвесторов - это лишь верхушка айсберга
, который постепенно перемещает Украину далеко от основных потоков капитала. Инвестор, ощущая опасность для своих средств, избирает “курс” далеко от опасного места и предупреждает своих коллег. Если тенденция не изменится, украинские предприятия могут остаться вообще без капитала. Поэтому нет другого пути кроме создания цивилизованной индустрии ценных бумаг.Надеюсь, что в пределах компетенции Национального депозитария Украины будет сделано все для создания цивилизованной рыночной инфраструктуры.
29.09.01
Е-mail для замечаний и предложений