Финансовые риски №1, 2001 год

 

 

Хоружий Сергей Гаврилович

ВЫПОЛНЕНИЕ СДЕЛОК С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ

В ДЕПОЗИТАРНОЙ СИСТЕМЕ г

В этом разделе кратко изложены основные этапы выполнения сделок с ценными бумагами в депозитарной системе, принципы функционирования инфраструктурных организаций рынка ценных бумаг

Депозитарная деятельность - требование времени

Желание упростить расчеты и снизить риски в процессе обращения наличных денег содействовало становлению банковской системы. Безналичные расчеты, как международные, так и в пределах одной страны, обеспечиваются банковскими учреждениями, которые составляют инфраструктуру финансового сектора экономики.

Несмотря на стремительное развитие безналичного обращения денег, ценные бумаги достаточно продолжительное время печатались на бумаге. Как историческое наследство традиционная форма существования ценных бумаг (далее - ЦБ) до сих пор находит своё отражение в названии этих финансовых инструментов. Способы защиты бумажной формы фиксации обязательств повторяли эволюционное развитие производства бумажных дензнаков. Вместе с тем, выполнение сделок с напечатанными ЦБ требовало значительных затрат и сопровождалось рисками (Финансовые риски №4, 2000). Для документарных ЦБ на предъявителя - это затраты на инкассацию, транспортирование, сохранение и проверку. Дополнительными для именных ЦБ являются также затраты на перерегистрацию у регистратора. Выполнение сделок с документарными ЦБ связано и с самым крупным риском на рынке ЦБ - риском потери основной суммы долга (principal risk) (гипнотизирующие понятия “классификация рисков на ринке ЦБ”, “анализ рисков” требуют отдельного рассмотрения, так как довольно часто они становятся предметом спекуляций). Этот риск обусловлен тем, что при выполнении сделок с документарными ЦБ денежный платеж и встречная поставка ЦБ происходит не одновременно. То есть, уплатив деньги есть возможность не получить ценные бумаги, или поставив ценные бумаги - не получить денег.

Исторически сформированное обращение документарных ЦБ удовлетворяло потребности эмитентов и инвесторов на начальном этапе развития рынков ЦБ. Продолжительное время финансовая индустрия соглашалась на затраты и риски, связанные с выполнением сделок с документарными ЦБ. Вместе с ростом объемов операций с ЦБ целиком справедливыми стали требования инвесторов об уменьшении таких затрат. Инвесторам и финансовым посредникам приходилось все большую часть своего дохода расходовать на выполнение сделок с документарными ЦБ. Вместе с тем инвесторы не склонны рассматривать проблемы деятельности институтов, которые обеспечивают выполнение сделок. Зачастую их волнует размер доходов и возможность быстрого возвращения средств. При этом они полагаются на определённые гарантии инфраструктурных институтов. Для индустрии ЦБ угроза состояла в том, что в случае значительного уменьшения доходов инвестор изберет для себя другую сферу для капиталовложений.

Именно профессиональная среда и предложила пути решения приведенных проблем. Развитие информационных технологий оказывало содействие созданию новых технологий на рынке ЦБ. Технический прогресс стимулировал выпуск и обращение ЦБ в форме электронных записей. Он подтолкнул к созданию и развитию депозитарной деятельности как системной функции рыночной инфраструктуры выполнения сделок и учета прав собственности на ценные бумаги. Существование и обращение электронных ЦБ были обеспечены формированием новых инфраструктурных институтов - депозитариев и хранителей (кастоди). Депозитарная деятельность постепенно стала одним из ведущих видов профессиональной деятельности на мировых рынках ЦБ. Эта деятельность обеспечила фундамент для развития электронных рынков ЦБ.

Пути решения проблем с обращением документарных ЦБ состояли в формировании безналичных технологий обращения ЦБ. Для заимствования такой технологии из сферы безналичного обращения денежных средств необходимо было решить определённые проблемы, которые заключались в правовом отличии ЦБ от денежных средств.

Во-первых, деньги - платежный инструмент, а ценные бумаги - документы, которые подтверждают права.

Во-вторых, в отличие от количественного учета денежных средств, по ценным бумагам предусматривается учет прав собственности и ограничений относительно прав собственности на ценные бумаги, а также учет обязательственных прав, которые закреплены ЦБ.

В-третьих, эмитентом денежных средств (в частности бумажных банкнот) является центральный банк государства, а эмитентом ЦБ может быть каждое предприятие.

Как следствие - количество выпусков ЦБ, учет которых должна обеспечивать учетная система, может достигать десятков или сотен тысяч.

Методология перевода документарных ЦБ в бездокументарную форму была основана на обездвиживании ЦБ в хранилищах хранителей или депозитариев. Это позволило осуществлять дальнейшее обращение ЦБ в виде учетных записей. Кроме того, была предложена система существования ЦБ только в виде учетных записей – дематериализованные ценные бумаги (в Украине понятие “обездвиживание ЦБ” и “дематериализация ЦБ” определены Законом Украины “О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине”. Вместо понятия “дематериализация”, которое означает с юридической точки зрения процесс изменения места фиксации имущественных прав, в этом Законе введено понятия “бездокументарная форма ценной бумаги”). Специфическая правовая природа ЦБ оказывала содействие формированию новой учетной системы - депозитарного учета (создание единой системы депозитарного учета в Украине является одним из наиболее важных заданий Национального депозитария Украины).

Исторически сложилось два пути формирования учетных систем ЦБ.

Первый путь основан на бухгалтерском принципе вне балансового учета ЦБ как бланков строгой отчетности по “принципу складских записей”. То есть приобрели ценные бумаги - включили в учет, продали - вывели с учета. По такому принципу в СССР осуществлялся учет государственных облигаций и сейчас проводится бухгалтерский учет бланков ЦБ. Почти этот же принцип используется в депозитарных системах некоторых стран.

Второй путь основан на принципе двойной записи и существовании активных и пассивных счетов. Отличие бухгалтерского учета от депозитарного состоит в том, что объектом депозитарного учета являются права.

От регистратора к хранителю

Функционирование учетной системы ЦБ можно рассмотреть на примере учетной системы ЦБ в Украине.

В Украине ценные бумаги могут существовать в документарной форме (напечатанные на бумаге) и в бездокументарной форме (существующие в виде электронных записей) (Финансовые риски №4 , 2000) .

Использование в процессе приватизации в Украине именных ЦБ предопределило формирование системы регистрации прав собственности на именные ценные бумаги. Ее составляют регистраторы и эмитенты, которые самостоятельно ведут реестр. Деятельность регистраторов регулируется Законом Украины “О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ЦБ в Украине” (дальше - Закон) и Положением о порядке ведения реестров собственников именных ЦБ (Решение ГКЦБФР от 26.05.98 г. № 60).

Схематически, учет у регистратора возможно представить как ведение списка собственников именных ЦБ, или лицевых счетов собственников (рис. 1 – С1, С2, С3). По каждому собственнику учитывается определенное количество ЦБ (рис. 1 – С1-20 шт., С7-10 шт.). Вместе с ведением лицевых счетов собственников регистратор ведет эмиссионный счет, на котором учитывается общее количество выпущенных ЦБ (рис.1 - левая часть учета - 100 шт. ЦБ). Регистратор должен обеспечивать баланс между объемом выпущенных ЦБ, которые учитываются на эмиссионном счете, и размещением ЦБ между собственниками по лицевым счетам. Учет у регистратора - это своеобразное объединение “принципа складских записей” и “принципа двойной записи”.

Приобретя именные ценные бумаги и получив от прежнего собственника (рис. 1 – С2) сертификаты, новый собственник (рис. 1 – С3) должен обратиться к регистратору для перерегистрации прав. Регистратор вносит изменения в реестр собственников именных ЦБ. Используя бухгалтерскую лексику, регистратор дебетует счет прежнего собственника (С2) и кредитует счет нового собственника (С3). После этого регистратор выдает новому собственнику сертификат именной ценной бумаги.

 

В соответствии с украинским законодательством собственник может обездвижить надлежащие ему ценные бумаги у хранителя (рис. 2- Х1, Х2). Для этого собственник должен заключить с хранителем договор об открытии счета в ЦБ и передать хранителю сертификаты ЦБ (Закон Украины “О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ЦБ в Украине”, Положение о депозитарной деятельности, утвержденное решением ГКЦБФР от 26.05.98 г. № 61). В случае получения от собственника сертификатов именных ЦБ хранитель обращается к регистратору, который обслуживает ценные бумаги этого эмитента. Регистратор переводит ценные бумаги с лицевого счета собственника на счет хранителя - номинального держателя (НД) (Финансовые риски №3,2000). После этого регистратор выдает хранителю свидетельство об обездвиживании. Хранитель депонирует свидетельство об обездвиживании в своё хранилище и зачисляет ценные бумаги на счет собственника. Эта учетная операция хранителя так и называется - зачисление. Уже после этого хранитель предоставляет собственнику выписку со счета в ЦБ, которая является подтверждением права собственности (рис. 2).

По такому сценарию определенная группа собственников может обездвижить ценные бумаги у хранителей (рис. 2 – Х1, Х2). По поручению собственников ценные бумаги могут быть обездвижены в депозитарии (рис. 2 - Д).

Зачем собственнику документарных ЦБ обездвиживать свои ценные бумаги у хранителя?

Во-первых, законодательством установлено, что “для заключения на фондовой бирже или на организационно оформленном внебиржевом рынке сделок с ЦБ, которые выпущены в документарной форме, ценные бумаги должны быть обездвижены в депозитарии, что их обслуживает” (ст.13 п.2 Закона Украины “О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ЦБ в Украине”).

Во-вторых, обслуживание обращения ЦБ у хранителя предоставляет собственникам ЦБ технологические преимущества. При условии выполнения операции по принципу “поставки против платежа” уменьшается риск потери основной суммы долга. Ускоряется скорость выполнения сделки. Выполнение клиринга в системе “депозитарий - хранитель” оказывает содействие снижению объемов ЦБ и денежных средств, предназначенных для выполнения заключенных сделок. Кроме того, для нерезидентов упрощается процедура обслуживания сделок, поскольку выписка от хранителя не является ценной бумагой.

В-третьих, собственник ЦБ может руководствоваться экономическим интересом. В случае приобретения ЦБ различных эмитентов и открытия у хранителя одного счета собственнику не нужно будет расходовать время на посещение различных регистраторов. Следовательно, собственник имеет возможность выбрать хранителя, который ближе расположен и у которого наименьшая стоимость услуг. Так как у собственника нет возможности выбирать регистратора, собственник ЦБ может выбрать хранителя, учитывая стоимость и качество его услуг. Все зависит от тарифной политики, которую будут проводить регистраторы и хранители.

В-четвертых, бездокументарная форма ценной бумаги – осуществленная хранителем учетная запись, которая является подтверждением права собственности на ценную бумагу. Следовательно, для приобретения бездокументарных ЦБ, инвестор должен будет открыть счет у хранителя.

Вместе с тем, существуют другие (чисто украинские) преимущества перехода собственников от регистрации прав у регистраторов к учету ЦБ на счетах у хранителей. В любом случае путь к регистратору или к хранителю - выбор собственника документарных ЦБ.

Кто же те собственники именных ЦБ, которые открывают счета у хранителей (рис.2-С1, С2, С3, С4) и те, что остаются у регистратора (рис.2-С5, С6, С7, С8)?

С экономической и технологической точек зрения и во исполнение требований законодательства, к хранителю обратятся те собственники, которые имеют большой объем сделок с ЦБ. Наверное, это торговцы ЦБ. Именно на обслуживание профессиональных потребностей торговцев ЦБ и рассчитана система бездокументарного обращения ЦБ.

Те же собственники, которые не является активными торговцами ЦБ, останутся у регистратора. Это или юридические лица, которые имеют стратегические интересы и не хотят продавать ценные бумаги, или физические лица, которые стали собственниками в процессе приватизации. Скорее всего, таким собственникам невыгодно обращаться к хранителю и расходовать лишние средства на открытие и ведение счетов в ЦБ.

Хранители и депозитарии

Депозитарная система создает основу для создания эффективной системы выполнения сделок с низким уровнем риска. Существуют две основные модели обслуживания обращения электронных ЦБ.

Децентрализованная модель предусматривает установление отношений между лицами, которые обеспечивают учет электронных ЦБ на счетах. По договору кастоди (хранитель) открывает для другого кастоди специальные счета. Это не просто открытие счетов для собственника ЦБ. Речь идет о системе гарантированного взаимного учета активов (в данном случае ЦБ). Такой принцип распределенного учета применяется в системе global custody, которая, в первую очередь, используется для обеспечения международных операций между банками и их клиентами.

Централизованная модель обслуживания обращения электронных ЦБ предусматривает существование в стране центрального депозитария, который обеспечивает расчеты между кастоди (хранителями). Принципы, положенные в основу централизованной модели, повторяют принципы функционирования банковской системы: центральный банк страны обеспечивает расчеты между коммерческими банками. Подавляющее большинство стран применяет централизованную модель. Как раз такая модель должна быть построена в Украине.

В Украине хранителем может быть коммерческий банк или торговец ЦБ при условии получения вначале лицензии торговца ЦБ, а потом - лицензии хранителя. Так или иначе, юридическому лицу, которое организует подразделение хранителя, необходимо быть торговцем ЦБ. Если любой другой торговец (который не является хранителем) захочет приобрести бездокументарные или обездвиженные ценные бумаги, ему необходимо будет обращаться к хранителю, который фактически является его конкурентом. Эта проблема мировой финансовой индустрией решается за счет строительства так называемых “китайских стен” между “бек ” и “фронт” офисами юридического лица. Упомянутый сленг на деле реализуется путем установления соответствующих ограничений относительно обмена информацией между подразделением торговца и подразделением хранителя в пределах одного юридического лица. Юридическое лицо должно обеспечить ответственность за соблюдение конфиденциальности информации о счетах депонентов. Кроме того, в Украине введена такая система регулирования, которая может сделать попытки использования конфиденциальной информации о депонентах хранителя экономически нецелесообразными. Эти и прочие нормы установлены в Положении о депозитарной деятельности ( Решение ГКЦБФР от 26.05.98 г. № 61) .

Для обеспечения деятельности централизованной модели национальное законодательство предусматривает функционирование Национального депозитария Украины и депозитариев, которые обеспечивают учет ЦБ для хранителей и эмитентов бездокументарных ЦБ. Главной целью создания депозитария ЦБ является обслуживание сделок с обездвиженными или бездокументарными ЦБ в виде системы безналичных счетов - счетов в ЦБ. Метод безналичных расчетов в депозитарной системе состоит в переводе определенного количества фондовых ценностей с одного счета на другой путем дебетно - кредитных операций.

Создание и функционирование депозитарной системы предусматривает значительные финансовые затраты. Поскольку в существовании депозитарной системы заинтересованы в первую очередь профессиональные торговцы ЦБ, то затраты на ее создание во многих странах обеспечивались как раз за счет таких участников. В странах, где рынок ЦБ создается, или не является организационно оформленным, такие затраты для торговцев могут стать чрезмерными. Это, в частности, касается украинского рынка.

На небольших по количеству сделок рынках ЦБ, которые обслуживают перераспределение собственности, депозитарная система ориентирована в первую очередь на учет прав собственности на ценные бумаги. Бартеризация экономики и расчеты за пределами национальной банковской системы даже не требуют от депозитарной системы обеспечения расчетов по сделкам с ценными бумагами.

Наверное, проблем с созданием депозитарной системы в Украине и не было бы, если бы не результаты приватизации (Финансовые риски №2, 4 за 2000 год). Эмиссии приватизируемыми предприятиями именных ЦБ без их печатания привели к отсутствию у подавляющего большинства новообразованных акционеров документарного подтверждения прав собственности. Это стало возможным благодаря тому, что к появлению Закона Украины “О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ЦБ в Украине” в обращении в Украине существовали так называемые “безбумажные” ценные бумаги. Для таких ЦБ фактически имело место ведение списка собственников, а сертификаты ЦБ не печатались.

После появления приведенного выше Закона для существования ЦБ в бездокументарной форме эмитент должен депонировать глобальный сертификат в депозитарии. Дальнейшее обслуживание обращения ЦБ, выпущенных в бездокументарной форме, осуществляется исключительно в системе “депозитарий - хранители”.

Методология функционирования депозитарной системы разработана так, что ей всё равно каким образом ценные бумаги будут включены в систему учета. Или состоится обездвиживание ЦБ от собственника к хранителю, а потом к депозитарию. Или эмитент депонирует глобальный сертификат в депозитарии, а депозитарий зачисляет ценные бумаги на счета хранителя, который, в свою очередь, зачисляет ценные бумаги на счета собственников.

Относительно выполнения соглашений тоже ряд вариаций.

 

 

 

Если договор купли-продажи ЦБ, заключен между двумя собственниками (рис.3 С1 и С2), которые являются депонентами одного хранителя (рис.3 – Х1), то его можно выполнить на уровне хранителя Х1 без участия депозитария (п.2.18 Положения о расчетно-клиринговой деятельности, утвержденное решением ГКЦБФР 28.01.98 г. № 11-а). Хранитель дебетует счет продавца и кредитует счет покупателя. Если хранитель еще и банк, можно произвести поставку против платежа. После завершения депозитарных операций хранитель предоставляет депоненту выписку со счета, которая является подтверждением права собственности.

Но очень часто имеет место ситуация, когда собственники открыли счета у разных хранителей.

Рассмотрим пример выполнения договора продажи собственником 1 (рис.3 – С1) пяти ЦБ собственнику 4 (рис.3 – С4). Каждому депоненту хранитель открывает один счет в ЦБ, который не может быть анонимным. В приведенном примере каждый из этих собственников уже имеет определенное количество ЦБ на своих счетах у хранителей (рис.3 С1 имеет 20 ЦБ, С4 имеет 10 ЦБ).

Сверка

В Украине установлена система двухсторонней подачи распоряжений от контрагентов сделки. Это так называемая система двухсторонней сверки - эффективная процедура, которая преимущественно используется в депозитарных системах.

После заключения договора купли - продажи каждый из контрагентов обращается к своему хранителю. Продавец (рис.3 С1) даёт хранителю (Х1) распоряжение о переводе ЦБ, а покупатель (рис.3 С4) даёт хранителю (Х2) распоряжение о получении ЦБ. Эти распоряжения практически идентичны. В этих распоряжениях дублируются все существенные параметры договора, и подтверждается факт его заключения.

Хранитель должен проверить предоставленные собственником документы. Обслуживание депонентов - одна из наиболее ответственных процедур в депозитарной деятельности. От работы хранителей зависит развитие депозитарной системы. Для помощи хранителям в их повседневной работе Национальный депозитарий должен разработать стандарты документообращения по операциям с ЦБ.

После проверки распоряжений собственников, хранители (рис.3 Х1, Х2) в электронном формате передают эти распоряжения в депозитарий (рис.3 депозитарий Д). Депозитарий должен осуществить сверку параметров заключенного договора (trade comparison, trade matching). Цель этого этапа состоит в том, чтобы предоставить сторонам возможность урегулировать все случайные расхождения в содержании и предмете заключенной сделки. Это очень актуально на тех рынках, где сделки заключаются с помощью компьютерных систем. Недоразумение и технические ошибки наиболее вероятны как раз в таких системах.

На этапе сверки стороны сверяют свои внутренние учетные документы с результатами сверки. Если расхождений нет, сверка считается успешной. Международные нормы рекомендуют всем национальным рынкам построить свою работу так, чтобы сверка завершалась бы не позднее дня "Т+1". За этот день стороны должны выявить возможные расхождения и своевременно их откорректировать, отменить сделку или отложить ее выполнение.

К проведению сверки, можно отменить распоряжения по требованию одной стороны сделки. Если сверка уже состоялась, отменить распоряжения можно только при условии поступления распоряжений аннулирования от обеих сторон сделки. Если в указанный в регламенте депозитария срок от собственников не поступили распоряжения аннулирования, то сверенные распоряжения, считаются утвержденными.

Итогом первой сверки является формирование соответствующих документов, которые окончательно фиксируют необходимость выполнения сделки в депозитарной системе.

Сверку биржевых сделок, как правило, выполняет сама биржа. Тем не менее, в ряде случаев организация сверки поручается депозитарию, который обслуживает соответствующую биржу. Сверка внебиржевых сделок осуществляется самими участниками децентрализовано. Если сделка заключена с помощью специальных электронных систем внебиржевого рынка, которые законно обеспечивают фиксацию факта заключения сделки, то такие системы, как правило, берут на себя функции и по организации сверки. Эти системы можно даже называть электронными фондовыми биржами.

Существуют также депозитарные и торговые системы, которые или вообще отказались от сверки, или в которых предусмотренная односторонняя подача распоряжения к хранителю от продавца ЦБ.

В зависимости от объемов операций с идентичными финансовыми инструментами следующим этапом в депозитарной системе могут быть или одиночное выполнение сделки, или клиринг.

Одиночное выполнение сделки

День выполнения сделки всегда фиксируется при заключении соответствующего договора купли-продажи. Минимальный срок между датой заключения и датой выполнения сделки зависит от того, насколько быстро и эффективно работает депозитарная система. Чем дольше срок между датой заключения сделки и датой ее выполнения, тем под больший риск подпадают участники сделки. Мировая индустрия ЦБ рекомендовала установить максимальный срок - 3 дня, на протяжении которого сделка должна проходить все этапы вплоть до выполнения.

Другим важным правилом, является "поставка против платежа" (Delivery versus Payment, DVP).

Теоретически возможны три варианта:

Только одновременное выполнение обязательств обоими сторонами может их защитить от лишних рисков, связанных с возможной неплатежеспособностью или недобросовестностью контрагента.

Методология выполнения депозитарием поставки против платежа приведенная в Положении о расчетно-клиринговой деятельности. По результатам сверки депозитарий блокирует ценные бумаги на счете клиента-поставщика (рис.3 хранитель Х1) и ожидает поступления в расчетный банк денежных средств, которые предусмотрены условиями договора.

Покупатель (рис.3 собственник С4) составляет расчетные документы для банка, клиентом которого он является. Деньги за ценные бумаги из Банка покупателя перечисляются в расчетный банк. От расчетного банка депозитарий получает сообщение о поступлении денежных средств.

После этого депозитарий осуществляет вторую сверку, сравнивая сообщения о поступлении денежных средств с документами, которые сформированы в результате первой сверки.

В случае поступления денежных средств за ценные бумаги, которые были заблокированы по результатам первой сверки, депозитарий должен выполнить сразу две взаимосвязанные операции, а именно:

Эти операции реализуют принцип "поставка против платежа".

После проведения депозитарием дебетования счета клиента-поставщика (рис.3 хранитель Х1) и кредитование счета клиента-получателя (рис.3 хранитель Х2) хранителям предоставляются соответствующие информационные сообщения. По результатам этой учетной операции в депозитарии хранитель (Х1) продавца осуществляет списание ЦБ со счета собственника (С1), а хранитель (Х2) покупателя осуществляет зачисление ЦБ на счет собственника (С4).

Выполнение сделки завершается выдачей хранителями выписок со счетов в ЦБ для собственников.

Клиринг

Под клирингом следует понимать комплекс процедур, которые начинаются после сверки параметров сделки и завершаются непосредственно перед выполнением сделки. “Клиринг - получение, сверка и текущее обновление информации, подготовка бухгалтерских и учетных документов, необходимых для выполнения сделки с ЦБ, определение взаимных обязательств, которое предусматривает взаимозачет, обеспечение и гарантирование расчетов по сделкам с ЦБ”.

Взаимозачет встречных обязательств практикуется на большинстве современных бирж. Его цель - снизить количество платежей и поставок ЦБ по сделкам, которые заключаются членами биржи.

Взаимозачет может быть двухсторонним и многосторонним.

Двухсторонний взаимозачет применяется достаточно редко - главным образом в отношениях между старыми деловыми партнерами. Многосторонний взаимозачет может быть двух типов - без участия депозитария в качестве стороны в расчетах (неттинг, netting) и с таким участием (новейшн, novation).

Как раз метод "новейшн" нашел применение практически в подавляющем большинстве клиринговых систем. Это объясняется его относительной простотой, удобством и независимостью от числа участников, а также возможностью создания надежных систем контроля над возникающими рисками. Применение клиринга при выполнении сделок с ЦБ срабатывает почти как мультипликатор в банковской системе. Клиринг дает возможность участникам клиринга уменьшать объем задействованных для выполнения сделок активов.

Процедуры выполнения клиринга установленные в Положении о расчетно-клиринговой деятельности. Однако, для применения клиринга должно быть проанализировано соотношение между стоимостью создания и поддержки системы клиринга и затратами на выполнение сделок без такой системы. Использование клиринга эффективно и выгодно только на рынках с большими объемами сделок. Сегодня для украинских рынков ЦБ использования клиринга, наверное, не целесообразно.

Выводы

Как для безналичных расчетов необходима банковская система, для обращения обездвиженных или бездокументарных ЦБ необходима депозитарная система.

Создание депозитарной системы в Украине обеспечит формирование фундамента электронного обращения ЦБ и производных ЦБ с низким уровнем риска.

Вместе с тем, не следует забывать, что инвестора не интересует, как работает система выполнения сделок с ЦБ (равно как и функционирование банковской системы). Просто инвестор должен иметь уверенность в надежности системы, которая обслуживает его средства.

Во многих странах для обеспечения работы рынков ЦБ депозитарные системы уже созданы. Они осуществляют выполнение практически всех сделок с ЦБ.

Может, наконец, от разговоров о путях строительства депозитарной системы в Украине перейти к делу?

 

 

24.02.01

Е-mail для замечаний и предложений

horuzij@ndu.gov.ua

 

Hosted by uCoz