журнал "Финансовые риски" №1, 2001 год

Хоружий Сергей Гаврилович

Международные нормы обслуживания обращения ценных бумаг г

В статье коротко изложены международные нормы, требования которых могут быть учтены в процессе формирования депозитарной системы в Украине

Обслуживание обращения ценных бумаг в Украине регулируется рядом законодательных и подзаконных нормативных актов. Учитывая количество выпущенных в Украине ценных бумаг, сфера применения этих нормативно-правовых актов распространяется на учет прав почти половины населения Украины.

Отсутствие практики формирования системы учета прав по именным и бездокументарным ценным бумагам в Украине требует изучение опыта других стран и его адаптации к украинским реалиям. Опыт развитых рынков ценных бумаг, которые уже давно столкнулись с этими проблемами, является ценным материалом для формирования в Украине надежной системы учета прав и системы расчетов за ценными бумагами. Вместе с тем, существуют проблемы и устаревшие нормы законодательства, которые мешают внедрить новации мировой индустрии ценных бумаг.

Сегодня процедуры учета, клиринга и расчетов, которые используют депозитарии и хранители, определяют дееспособность и эффективность рынков ценных бумаг, помогают обеспечить их целостность, снизить уровень риска и сэкономить значительные средства.

Сближение существующего и будущего законодательства Украины с международными нормами является важным условием достижения привлекательности рынков ценных бумаг Украины для инвесторов. Основательное осмысление стратегии европейской интеграции Украины возможно достичь на основе изучения конкретных европейских и международных норм. Этот путь может обеспечить реальную возможность интеграции украинского рынка ценных бумаг в международные рынки.

Разработка законов и подзаконных нормативно-правовых актов должна осуществляться с учетом международного опыта. Это требование, в частности, установлено в Законе Украины “Про Национальную депозитарную систему и особенности электронного обращения ценных бумаг в Украине” в отношении к деятельности Национального депозитария, который должен осуществлять стандартизацию депозитарного учета и стандартизацию документооборота по операциям с ценными бумагами в соответствии с международными нормами.

Какие же именно документы прячутся под понятием международные нормы”?

 

Законодательство ЕС

Путь Украины к гармонизации украинского законодательства с законодательством ЕС предусматривает, в частности, учёт нормативных актов ЕС, которые регулируют обращение ценных бумаг, таких как:

Установленные в этих и других законодательных актах ЕС требования используются для разработки внутренних актов законодательства странами, каким эти требования адресованы. Нормы законодательства создают условия для свободного движения капитала, обеспечивая фундамент для реальной интеграции экономик этих стран. На основе общих норм финансовая индустрия формирует конкретные мероприятия и процедуры, которые оказывают содействие международным инвестиционным потокам и уменьшают риски инвестиционной деятельности.

Доклад Группы 30 (G30) в редакции ISSA

Опыт использования на наиболее развитых рынках ценных бумаг процедур учета и обслуживание обращения ценных бумаг в 1989 году был описан в докладе Группы 30 (G30). Предметом этого доклада были системы клиринга и расчетов на мировых рынках ценных бумаг, которые связанны с процессами, лежащими в самой основе функционирования рынков ценных бумаг и, тем самым, определяющими, эффективная или нет деятельность этих рынков. Было достигнуто соглашение о стандартах и процедурах, которые приемлемы для всех рынков мировой системы обращения ценных бумаг, оформленные как Рекомендации Группы 30 (G30).

Со временем, в 1995 году, Рекомендации Группы 30 были скорректированы участниками международной ассоциации ISSA (International Securities Services Association) (табл.1).

 

 

Со времени появления приведенных выше рекомендаций был накоплен определенный опыт относительно их внедрения. Выявление новых недостатков в функционировании финансовой индустрии требовало формирование новых предложений, направленных на повышение качества услуг и уменьшение рисков в деятельности систем обслуживания рынков ценных бумаг. Результатом такой работы стали Рекомендации ISSA 2000.

Рекомендации BIS

Рядом с работой ISSA Банк международных расчетов (Bank for International Settlements - BIS) разработал ряд рекомендаций относительно осуществления клиринга и расчетов по сделкам с ценными бумагами, некоторые из которых приведены ниже.

Документы Базельского комитета по банковскому надзору

Документы Комитета по оплате и системам расчетов

Документы ECSDA

К международным нормам можно отнести рекомендации ECSDA (European Central Securities Depositories Association - европейская ассоциация центральных депозитариев), которая основана в 1997 году и объединяет центральные депозитарии западной Европы. Работа ECSDA сосредоточена на создании методологии безопасных и эффективных расчетов и клиринга. Результатами этой работы стал ряд документов, таких как:

 

Приведенные выше документы лишь часть международных норм.

 

При разработках нормативно-правовых актов Украины этот богатый опыт, по возможности, учитывается. Разработанные нормативно-правовые акты не только адаптируют опыт других стран, а и иногда бывают лучше, чем их иностранные аналоги.

Вместе с тем, объективные причины не дают возможности полностью реализовать требования международных норм и требуют учитывать украинские реалии. Специфическое развитие индустрии ценных бумаг в Украине обуславливается не эволюционными, а приватизационными процессами. Эффективность экономической деятельности эмитентов ценных бумаг и фискальная политика, к сожалению, не содействует созданию привлекательного климата для портфельных инвесторов. Деятельность депозитарной системы направлена преимущественно на обслуживание послеприватизационных процессов и потребности стратегических инвесторов.

Кроме того, приведенные выше международные рекомендации касаются в первую очередь обслуживания организационно оформленных рынков ценных бумаг. Понятие “фондовый рынок” или “рынок ценных бумаг” является лишь обобщающими. Как правило, дефиниции securities market — рынок ценных бумаг, stock market (exchange) — фондовая биржа (биржа акций) применяются для определения конкретной торговой системы (площадки). Для обобщения - применяют те же самые дефиниции в множественном числе - “markets”. На мой взгляд, рынок ценных бумаг - это определенное юридическое лицо, которое является организатором торговли ценными бумагами.

К сожалению, в Украине заключение сделок по ценным бумагам происходит, преимущественно, вне границ организованных рынков. Беда украинских рынков ценных бумаг состоит в отсутствии заинтересованности инвесторов в прозрачном заключении сделок по ценным бумагам.

Дополнительные проблемы применения международных норм вносят определение организатора торговли ценными бумагами, а именно:

деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг – предоставление услуг, которые непосредственно оказывают содействие заключению гражданско-правовых соглашений по ценным бумагам на биржевом и организационно оформленном внебиржевом рынке ценных бумаг (Закон Украины “О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине”);

организационно оформленный внебиржевой рынок - организация, которая объединяет торговцев ценными бумагами для предоставления услуг по заключению сделок с ценных бумаг и при этом не имеет целью получения прибыли (Закон Украины “О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине”);

фондовая биржа - организационно оформленный, постоянно действующий рынок, на котором осуществляется торговля ценными бумагами и, которая сосредоточивает спрос и предложение ценных бумаг, оказывает содействие формированию их биржевого курса (Закон Украины “О ценных бумагах и фондовой бирже”).

Вместе с тем, для обеспечения заключения сделок по ценным бумагам фондовая биржа или организационно оформленный внебиржевой рынок используют электронную торгово-информационную сеть.

Итак, организатор торговли ценными бумагами:

Проблема “размытости” функций организатора торговли состоит в неопределенности четкого места заключения сделок и отношение к этому процессу организатора торговли. Должна ли сделка быть заключена у организатора торговли при его участии, или организатор торговли только “окажет содействие” заключению сделки, а сама сделка заключается в другом месте?

Суть проблемы состоит в процедуре фиксации факта заключения сделки у организатора торговли ценными бумагами. Участие организатора торговли или отсутствие его участия в процессе заключения сделки определяет - будет или не будет этот организатор торговли принимать участие в процедурах, связанных с выполнением сделки. Действия организатора, который не принимает участия в процедуре фиксации факта заключения сделки, будут сведены к публикации объявлений о купле-продаже финансовых инструментов и обеспечении доступа участников к этой информации. Однако, газете или электронному www-сайту, которые публикуют объявление о купле-продаже ценных бумаг, нет необходимости получать лицензию организатора торговли. Такая газета может стать, например, “биржей фондов” (иметь названиефондовая биржа” запрещено законодательством).

 

Все это – проблемы роста.

В стране с более чем 70-годовым господством социалистической экономики тяжело сразу построить эффективно действующие инфраструктурные элементы рынка. Но это не означает необходимости развертывания “долгостроя”. Вместо того, чтобы учиться на собственных ошибках, возможно просто проанализировать фундаментальные процессы функционирования индустрии ценных бумаг. На основе такого анализа с использованием опыта других стран и требований международных норм можно прописывать лекарство”.

 

22.02.01

Е-mail для замечаний и предложений

horuzij@ndu.gov.ua

 

Hosted by uCoz