Ценные бумаги Украины №39, 41 2001 год

 

Хоружий Сергей Гаврилович

 

Финансовая индустрия: проблемы распределения регулирующих функций ©

 

Нет невозможной работы для того,

кто не должен ее делать (закон Мерфи)

 

 

Крах тоталитарных режимов трансформировал противостояние политических систем в процесс соперничества государств в разных сферах экономики. Глобальные экономические трансформации требовали новых подходов к пониманию национальных хозяйств, которые постепенно включалось в мировую экономику, что привело к “открытию” национальных экономик. Современные средства коммуникаций и свободное движение капиталов способствуют исчезновению экономических границ и оживлению мировой торговли. Сегодня страны соревнуются за технологическое лидерство, за реализацию национальных экономических интересов.

Рыночные отношения как самодостаточные, автоматически действующие, саморегулируемые механизмы – это абстракция ХІХ века. “Абсолютная свобода”, “свободная игра” экономических сил, которая направляется “невидимой рукой” саморегулируемой конкуренции присущая ранним стадиям развития товарного производства, когда государство лишь создает условия для функционирования частных капиталов. Принципы “невмешательства” и “анархии плюс констебль” привели к периодическим экономическим циклам и к вытеснению монополией саморегулируемой конкуренции.

Для современных условий характерным является переплетение рыночных методов регулирования с государственными. Возрастание экономической роли государства, его вмешательство в процесс общественного производства модифицировали традиционный механизм саморегулирования экономики. Высокоразвитая рыночная экономика – это оптимальное объединение основ, присущих товарному производству, и целенаправленной политики государственного регулирования экономическими процессами. Во многих странах долголетняя практика внедрения экономической политики дала возможность выработать определенные методы и рычаги формирования эффективной экономической системы.

Экономическая политика государства формируется сознательно через сеть государственных органов, общественные институты и предпринимательские организации. Объемы регулирующих функций, которые выполняют государство и рынки, зависят от уровня развития продуктивных сил, политики страны, социальной структуры общества и национальных особенностей. Эффективность и рациональность функционирования национальных экономических систем зависит именно от разделения функций между государством и субъектами хозяйствования. При этом, государственное регулирование может дополнять рыночные механизмы саморегулирования а не подменивать их. Иначе это будет не рыночная экономика, а планово-социалистическая. В совокупности государственное регулирование и рыночные механизмы составляют единую систему макроэкономического регулирования хозяйством. Главной целью государственного регулирования является обеспечение непрерывности процесса воспроизведения национального хозяйства и достижение экономической эффективности на макроуровне. Влияние государства происходит прямым вмешательством в деятельность хозяйственных субъектов или через опосредованное регулирование. Выполняя функции централизованного регулирования, государство выполняет функции общего управления, которые могут или стимулировать хозяйственную деятельность, или тормозить ее.

Современная рыночная экономика - это сложная система хозяйствования, в которой тесно взаимодействуют рыночные закономерности и многочисленные регулирующие институты. Составными этого полисистемного образования являются рынки товаров, информационный бизнес, сфера услуг и трудовых ресурсов, теневой бизнес и финансовая индустрия, которая включает кредитные, валютные рынки, индустрию ценных бумаг и срочных контрактов, страховой бизнес и систему пенсионного обеспечения. Все они взаимодействуют как части единой системы, поскольку органически связанные между собою в становлении и развитии.

Поскольку управление рыночным хозяйством осуществляется через финансы, государственное регулирование финансовой индустрии имеет довольно важное влияние на формирование рыночной экономики в стране. Глобальные тенденции развития мировой экономики требовали осуществить постепенное реформирование регулирующих функций в отношении финансовой индустрии. Швеция, Дания, Англия, США, Франция, Япония, Австралия и много других стран мира сочли необходимым реформировать органы, которые регулируют финансовую индустрию. Директива совета ЕС 93/22 “Об инвестиционных услугах в сфере ценных бумаг” (1993), Закон Британии “О финансовых услугах и рыночной деятельности” (1998), Закон США “О модернизации финансовых услуг”(1999), Закон Франции “О модернизации финансовой деятельности ”(1996) – только часть законодательных актов, которые приняты с целью развития финансовой индустрии.

Найти разумное соотношение между государственным регулированием и рыночным саморегулированием финансовой индустрии – одна из ключевых задач, которая сегодня стала перед Украинским государством. Переход к рыночным отношениям и экономические реформы не является самоцелью. Это лишь инструменты, которые должны обеспечить постоянное развитие украинской экономики. Открытая експортно - ориентированная рыночная экономика, модели которой успешно реализованные в развитых странах, есть хорошим образцом для национальных экономических стратегий стран с переходными экономическими системами, такими как Украина. Трансформация экономики в Украине идет именно в направлении открытости экономики, интернационализации производства и финансовой индустрии.

Особенностью для Украины является совпадение во времени становления финансовой индустрии и институтов государства, которые ее регулируют. При этих условиях существует угроза деформации систем регулирования. Десятилетний поиск оптимальной системы регулирования финансовой индустрии эмпирическим путем от нерегулируемости к зарегулированию не дает ожидаемого результата. Дальнейшее промедление с развитием эффективной системы регулирования финансовой индустрии может оставить Украину вдали от мировых финансовых потоков. Именно поэтому время требует развития таких институтов, которые обеспечат эффективное внедрение государственной экономической политики в сочетании с рыночным регулированием. Проблема состоит в обоснованном распределении функции между централизованным государственным и рыночным регулированием. Необходимо определить приоритеты и границы каждого, создать определенные экономические условия для их благоприятного взаимодействия. Это не означает, что надо только наделить функциями определенные государственные органы, которые и без того законами получили их в неограниченном количестве. Большинство из этих функций и до сих пор не реализованы по причине их неэффективности или из-за отсутствия ресурсов на их реализацию.

Трудно ожидать стабильного развития финансовой индустрии при отсутствии научно обоснованной концепции регулирования. Направления развития финансовой индустрии на деле или не реализованы или реализуются частично по принципу наименьшего сопротивления. Надзором за функционированием финансовой индустрии занимаются разные учреждения без реальной координации действий между ними. Без существования экономической заинтересованности у субъектов хозяйствования, используя деятельность только государственных органов, тяжело “создать высоколиквидные прозрачные эффективные финансовые рынки”. Их современное состояние ярко доказывает, что от эмпирического государственного регулирования необходимо перейти к долгосрочному структурному программированию. Количеству регулирующих учреждений и их полномочий, наверное, следует противопоставить качество самого регулирования.

Пока государственное регулирование будет восприниматься предприятиями только как средство давления на них, тяжело надеяться на сотрудничество между государственными органами и субъектами предпринимательской деятельности для развития финансовой индустрии. Это может, в частности, превратить государственное регулирование финансовой индустрии в самодостаточную форму хозяйственной деятельности, когда все работают а ничего не происходит. Функционирование финансовой индустрии отдельно от ее государственного регулирования рано или поздно приведет к упадку "кроветворной системы" рыночной экономики.

 

Общее регулирование финансовой индустрии

 

Деятельность всех субъектов регулируется общим законодательством, которое обеспечивает правовую основу и общественную атмосферу функционирования рыночной системы. Нормы

и других законов определяют правила создания, функционирования и ликвидации субъектов хозяйствования.

 К кругу инструментов структурного регулирования относятся финансовые методы (налоговое, внешнеэкономическое, валютное, кредитное регулирование) и административные (регулирование допуска предприятий для занятия определенным видом деятельности - лицензирование, регулирование ценообразования и объема производства и т.п.). Хозяйственная деятельность субъектов регулируется налоговым (ЗУ "О системе налогообложения", "О налогообложении прибыли предприятий", "О налоге на добавленную стоимость", "Про государственную налоговую службу в Украине"), антимонопольным (ЗУ "Об ограничении монополизма и недопущение недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности", "О защите от недобросовестной конкуренции", "Об Антимонопольном комитете Украины"), финансовым (ЗУ "О бухгалтерском учете и финансовую отчетность в Украине"), таможенным (Таможенный кодекс Украины, ЗУ "Про Единый таможенный тариф") законодательством.

Общеизвестная регулирующая функция налогов может стимулировать или сдерживать деятельность субъектов хозяйствования. Налоговое законодательство постоянно совершенствуется, и очень важным шагом для создания благоприятного инвестиционного климата в Украине будет принятие Верховной Радой Украины проекта Налогового кодекса Украины.

Однако, прежде чем исследовать особенности специального регулирования финансовой индустрии необходимо определить, что же понимается под этим словосочетанием.

К сожалению, в украинских нормативно - правовых актах часто применяются такие словосочетания, которые в развитых странах имеют совсем другое значение. "Кредитный и валютный рынок", "рынок ценных бумаг", "фондовый рынок", "страховой рынок", на мой взгляд, есть такими же штампами как "закрома Родины". Без правового определения такие понятия логично использовать лишь в разговорах.

К финансовым рынкам можно отнести ряд взаимодополняющих и взаимосвязанных между собою рынков. Это в частности кредитные и валютные рынки, рынки ценных бумаг и рынки срочных контрактов. Дефиниции "кредитный рынок", "валютный рынок", "рынок финансовых услуг" или “рынок ценных бумаг” являются лишь обобщающими. В международной практике дефиниции:

применяются, как правило, для определения торговой системы или площадки.

 При этом рынок - это конкретное место, где можно купить или продать определенный товар. Для обобщения - применяют те же самые дефиниции в множественном числе - “markets” - рынки.

Одной из главных целей таких рынков является создание условий для обеспечения наибольшего заключения соглашений с допущенным к торгам товаром или финансовым инструментом, что приводит к минимизации цены на определенный товар или финансовый инструмент. Иногда рынки могут также выполнять и функцию выполнения заключенных соглашений. Совокупность таких рынков и составляют финансовые рынки. Отдельной проблемой в украинском законодательстве является неопределенность функций организатора торговли. Суть проблемы состоит в процедуре фиксации факта заключения соглашения у организатора торговли. Участие организатора торговли или отсутствие его участия в процессе заключения соглашения определяет, будет или не будет этот организатор торговли принимать участие в процедурах, связанных с выполнением соглашения. Действия организатора, который не принимает участия в процедуре фиксации факта заключения соглашения, сводятся только к предоставлению информационных услуг.

Таким образом, в развитых странах под рынком понимается конкретное юридическое лицо, которое является организатором торговли и обеспечивает заключение соглашений относительно определенных товаров, средств или финансовых инструментов. При этом товар или финансовый инструмент, на который заключаются соглашения на рынках, может иметь имущественный характер и должен быть дискретным и стандартизированным.

Применяя понятия “кредитный или валютный рынок” необходимо представить систему, с помощью которой заключаются и фиксируются соглашения относительно кредитных ресурсов или валюты. “Рынок ценных бумаг” это биржа ценных бумаг или торгово - информационная система. К сожалению, тяжело найти аналогию понятию “фондовый рынок” или понятию “биржевой и внебиржевой рынок”, которое можно было бы перевести как “рыночный рынок и вне рыночный рынок”.

На мой взгляд, неопределенности, неточности или двусмысленности могут иметь достаточно отрицательное влияние на такую точную сферу деятельности как финансовая индустрия.

Финансовая индустрия складывается не только из рынков. Сделки относительно купли - продажи товаров, денежных средств, ценных бумаг могут заключаться и не на рынках. Для Украины, например, это обстоятельство имеет принципиальное значение, поскольку определенные финансовые инструменты (в частности, ценные бумаги) находятся в обороте преимущественно вне границ рынков.

Кроме того, перераспределение финансовых ресурсов через государственные и частные пенсионные системы или аккумуляция ресурсов в страховом бизнесе иногда тоже относят к финансовым рынкам. Тяжело вообразить “биржу страховых полисов или договоров пенсионного обеспечения” или свободное заключение и выполнение на рынках соглашений относительно купли - продажи договоров, по которым пенсионным фондом или страховой компанией предоставляется конкретная услуга конкретному лицу. По моему мнению, не очень корректным является применение словосочетаний “страховой рынок” или “рынок пенсионных услуг”.

Таким образом, если речь идет о регулировании рынков - это регулирование исключительно организаторов торговли. Если речь идет о регулировании определенного вида деятельности или услуг, которые предоставляются участниками финансовой индустрии, тогда под регулирование подпадают также вне рыночные взаимоотношения.

 

 

Специальное регулирование финансовой индустрии

 

Кроме регулирования с помощью общего законодательства деятельность субъектов, которые предоставляют услуги в сфере финансовой индустрии, также регулируется специальным законодательством и нормами многочисленных нормативных актов государственных органов.

К нормам специального регулирования финансовой индустрии можно отнести следующие законы Украины:

 

Этими законами установлены общие нормы и правила осуществления участниками финансовой индустрии определенных видов деятельности. Но наличие законов еще не означает, что они выполняются. Поэтому за определенными государственными органами законами закрепляются полномочия по надзору и контролю за соблюдением участниками финансовой индустрии требований действующего законодательства. Цель государственного регулирования в отношении “защиты прав” лиц, которые пользуются услугами участников финансовой индустрии, еще не означает, что служащий государственного органа будет выполнять работу охранника прав каждого лица. Деятельность государственного органа главным образом направляется на соблюдение всеми участниками одинаковых, установленных законом, правил. В случае нарушения прав, лицо имеет право обратиться в суд. Восстанавливать нарушенные права инвестора – задача судебной ветви власти.

В некоторых Законах Украины, которые регулируют финансовую индустрию, довольно часто можно встретить отсылки, что тот или другой процесс должен регулироваться нормативным документом государственного органа. Это возможно объяснить не просто желанием такого органа регулировать “все и вся” а чаще отсутствием в Украине прецедентов подобного регулирования. С целью устранения неопределенностей и двойной трактовки законов существует необходимость в установлении в этих законах четких и понятных норм.

Под действие специального регулирования подпадают субъекты, деятельность которых непосредственно связанная финансовой индустрией. Другие субъекты лишь пользуются услугами участников финансовой индустрии. В частности, субъектами регулирования выступают банки, торговцы ценными бумагами, институты общего инвестирования, доверительные общества, страховые компании, пенсионные фонды, организаторы торговли, эмитенты финансовых инструментов, депозитарии, регистраторы и хранители и т.п. Они не имеют непосредственной подчиненности государственным органам, как это было во время плановой экономики. Главная цель их деятельности - получение прибыли. Если деятельность государственного органа будет существенно ограничивать доходы от деятельности предприятий или тормозить их работу, такие субъекты могут перейти в другие сферы хозяйствования, или вообще перевести свои деньги в другие страны. Поэтому принципы регулирования, полномочия органов регулирования и их конкретные действия создают условия для развития или упадка финансовой индустрии.

Регулирующие функции целиком или выборочно могут принадлежать как к компетенции государственных органов, так и к субъектам рыночного саморегулирования. В развитых странах функции рыночного саморегулирования обычно связывают с деятельностью саморегулирующих организаций (СРО) или центральных инфраструктурных организаций. Практика деятельности СРО в разных странах позволяет классифицировать их на такие, которые занимаются лоббированием интересов своих членов, и такие, которые в первую очередь технологически обеспечивают осуществление участниками определенного вида деятельности. К последней группе можно отнести рынки товаров и финансовых инструментов или инфраструктурные элементы как Центральный депозитарий ценных бумаг. Для обеспечения стабильной работы своих членов организатор торговли в своей деятельности может использовать все функции регулирования. Нормативные документы такого рынка являются обязательными к выполнению всеми членами. Деятельность лоббистских СРО практически не требует использования ни одной из регуляторных функций. Такие организации преимущественно создаются для защиты интересов своих членов в государственных органах. Это довольно почтенные организации, к предложениям которых внимательно прислушиваются. Участие в таких СРО в развитых странах является добровольным. Поэтому не совсем логичным является установленная законодательством Украины обязательность членства участников некоторых сегментов финансовой индустрии в СРО, даже если такая СРО не является организатором торговли.

Принципы регулирования финансовой индустрии повторяют принципы управления сложными системами: установление норм и правил функционирования системы, регулирование входных параметров, мониторинг за функционированием системы, использование мер воздействия в случае нарушения установленных норм. Поэтому систему регулирования финансовой индустрией можно свести к комплексу функций, а именно:

 

Нормативное регулирование осуществления определенного вида деятельности состоит как из актов государственных органов, так из актов СРО и внутренних документов участников финансовой индустрии. Все они должны отвечать нормам общего и специального законодательства. Акты государственных органов, обычно, устанавливают общие нормы и ограничение в отношении осуществления определенных видов деятельности. Документы организаторов торговли и Центральных депозитариев устанавливают порядок осуществления определенных видов деятельности на технологическом уровне.

Функции допуска направлены на ограничение доступа субъектов хозяйствования к деятельности в финансовой индустрии или допуск финансовых инструментов к обращению. Эти ограничения должны содействовать стабильности индустрии и предотвращать возможные правонарушения. В разных странах условия допуска участников разные. Это можно пояснить разным уровнем экономического развития стран, что не дает возможности установить стандартные экономические требования к претендентам. Организаторы торговли могут устанавливать дополнительные, более суровые, условия для допуска субъектов к работе на рынке. Это также относится к допуску финансовых инструментов или так называемого листинга. Использование слишком "жесткой" процедуры допуска субъектов хозяйствования или финансовых инструментов как предупредительного средства для защиты функционирования индустрии может привести к торможению ее развития. В данном случае чувство меры довольно важно. Необходимо найти такие экономически обоснованные нормативы относительно вступления новых предприятий или финансовых инструментов, которые бы не отталкивали претендентов и вместе с тем предотвращали бы правонарушения а также не давали возможности "обойти" установленные нормы.

Функции надзора и контроля обеспечивают получение необходимой информации для анализа процессов, которые происходят в финансовой индустрии. Мониторинг за функционированием рынков и работой их участников позволяет не только оперативно реагировать на резонансные события, а и отслеживать отрицательные тенденции, вовремя принимая необходимые решения. Устанавливать отчетность для участников финансовой индустрии могут как государственные органы, так и организаторы торговли. Для государственных органов использование отчетности связано с необходимостью располагать информацией о состоянии дел в тех видах деятельности, которые ими контролируются. К сожалению, иногда государственным органам не удается достичь необходимой цели, и процедура отчетности превращается в проблемы для участников и для самого государственного органа, которому необходимо принимать и обрабатывать много лишней и, преимущественно, неоперативной информации. Дальнейшее развитие отчетности, по моему мнению, должно основываться на использовании принципа достаточности информации для принятия оперативных и стратегических решений. Рынкам отчетность нужна для проведения конкретных операций.

Расследование правонарушений и правоприменение используется как система влияния на деятельность участников финансовой индустрии. Разные органы имеют разные полномочия, которые устанавливаются законами. В общем, от их эффективности зависит эффективность системы регулирования.

Учитывающие приведенную выше классификацию функций регулирования, рассмотрим существующую в Украине систему регулирования финансовой индустрии.

Исторически сложилось так, что украинское государство имело определенный опыт регулирования отдельных сегментов финансовой индустрии, а именно банковской деятельности, включая валютные операции. В соответстветсявии с Конституцией и законах “О Национальном банке Украины” и "О банках и банковской деятельности", этот вид деятельности регулируется Национальным банком Украины. Для эффективного регулирования НБУ воспользовался мировым опытом в сочетании с лучшими традициями предшествующих лет и достижениями новейших технологий. Основной функцией Национального банка является обеспечение стабильности финансового инструмента - денежной единицы Украины. Выступающий в роли методологического, эмиссионного и технологического центра, НБУ создал довольно фундаментальную систему регулирования, которая включает нормативное регулирование, систему лицензирования и мониторинга за деятельностью банков, а также внедрены методы влияния на них.

Реформирование собственности в Украине обусловило создание индустрии ценных бумаг. Обычно, действующие рынки ценных бумаг позволяют достичь эффективной аккумуляции свободных средств и перераспределения финансовых ресурсов в пользу наиболее перспективных субъектов хозяйствования. Практики государственного регулирования индустрии ценных бумаг в Украине не было, и пришлось заимствовать опыт других стран. В соответствии с Законом Украины "О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине" рынки ценных бумаг регулируются Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку. Комиссия создала довольно фундаментальную систему нормативного регулирования и систему лицензирования профессиональных участников индустрии ценных бумаг.

В соответствии с законом “О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг” вводится новый государственный регулятор - специальный уполномоченный орган исполнительной власти в сфере регулирования рынков финансовых услуг.

Соответственно ст. 21 законом “О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг” государственное регулирование рынков финансовых услуг осуществляется:

 

Каждому из указанных выше трех государственных регуляторов соответствующими законами предоставляются определенные полномочия (таблица).

  

Таблица

Функции:

Национальный банк Украины

Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку

Специально уполномоченный орган

нормативного урегулирования осуществления определенного вида деятельности

ст. 7, 40, 56

ЗУ “О Национальном банке Украины” и

ст.4

ЗУ "О банках и банковской деятельности"

ст.3

ЗУ "О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине"

ст.28

ЗУ “О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг”

Допуск участников или лицензирование и допуск финансовых инструментов (при их наличии)

п.9 ст.7

ЗУ “О Национальном банке Украины” и

гл.3 и ст.47

ЗУ "О банках и банковской деятельности"

ст.7, 8

ЗУ “О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине“

раздел 4

ЗУ “О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг”

надзор, контроль и установление отчетности

п.8 ст.7, раздел 10, 12

ЗУ “О Национальном банке Украины” и

ст.4, главы 13, 14

ЗУ "О банках и банковской деятельности"

ст.7, 8

ЗУ “О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине“

ст. 29

ЗУ “О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг”

расследование правонарушений и правоприменение

ст. 73

ЗУ "О банках и банковской деятельности"

ст.8, 11, 12, 13

ЗУ “О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине“

раздел 7

ЗУ “О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг”

 

 

Одной из проблем является распределение полномочий между государственными органами относительно лицензирования субъектов и полномочий относительно регулирования ими определенных видов услуг. Так, рядом с полномочиями указанных выше государственных органов в соответствии с ст.3 ЗУ О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности лицензия есть единым документом разрешительного характера, который дает право на занятие определенным видом хозяйственной деятельности. Под действие этого закона, в частности, подпадают такие виды хозяйственной деятельности (ст.9) как пересылка денежных переводов, страховая деятельность, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг. Из сферы действия этого закона исключены банковская деятельность и деятельность по предоставлению финансовых услуг, лицензирование которых осуществляется в соответствии с ЗУ "О банках и банковской деятельности" и "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг". Надзор, контроль и лицензирование страховой деятельности в соответствии с ЗУ "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг" должен осуществлять специальный уполномоченный орган исполнительной власти в сфере регулирования рынков финансовых услуг. Однако, в соответствии со ст. 35, 36, 37 ЗУ "О страховании" разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, выдача лицензий, государственный надзор за страховой деятельностью на территории Украины и применения мер воздействия осуществляются Министерством финансов Украины. В соответствии со ст.42 ЗУ “О платежных системах и пересказе денег в Украине” контроль за проведением перечислений денег осуществляет Национальный банк Украины. Полномочия относительно регулирования клиринга вообще отнесены к компетенции всех трех государственных органов. Кроме того, необходимо учесть наличие в Украине финансовых компаний, деятельность которых будет подпадать под регулирование со стороны разных государственных органов.

Постоянным применением в законах нормы: “до приведения законодательства в соответствие с этим Законом законы Украины и прочие нормативно-правовые акты применяются в части, которая не противоречит этому Закону” всех проблем сразу не решить. Их решение может основываться на анализе украинского опыта регулирования и опыта развитых стран, на наличии специалистов, способных разработать такую систему регулирования, которая сможет эффективно внедрять экономическую политику государства.

Решение проблемы четкого и понятного распределения полномочий между государственными органами станет важным шагом для создания эффективной системы регулирования финансовой индустрией.

Другой проблемой регулирования финансовой индустрии является снижение внимания к рыночному саморегулированию. Речь идет об организаторах торговли и других инфраструктурных институтах. Благодаря их существованию в развитых странах достигается иерархичность регулирования и, фактически, уменьшение затрат государства на осуществление функций госрегулирования. Государству проще и эффективнее контролировать деятельность рынка или Центрального депозитария, которые в свою очередь на технологическом уровне регулируют деятельность своих членов или, соответственно, участников учетной системы.

Создание рынков во многих странах мира происходило эволюционным путем и за счет средств участников финансовой индустрии. К сожалению, у Украины нет времени, а у финансовых учреждений нет свободных средств. Также необходимо учесть, что, поскольку эффективный рынок минимизирует рыночную цену на товар или финансовый инструмент, существование рынков может уменьшить сверхприбыли лиц, которые привыкли работать по-иному. Однако, чтобы эффективно контролировать государству необходимо что-то выстроить. В частности, рынки финансовых инструментов и депозитарий. Это не только место, где проводятся торги или учитываются права, а и соответствующая технология, оснащение, система передачи информации и т.п. Прецедентом такого строительства в Украине является система электронных платежей НБУ. От ее создания выиграли как коммерческие банки, так и государство. НБУ является не только надзорным и лицензионным органом, а и главным участником банковской системы, который технологически обеспечивает ее функционирование. Именно поэтому у Национального банка существуют технологические возможности обеспечить действенную систему управления банковской системой.

Приведенные проблемы с созданием эффективной системы регулирования финансовой индустрией объективные. В стране с более чем 70-летним господством социалистической экономики тяжело сразу создать эффективно действующую финансовую индустрию. Но это не означает необходимости развертывания “долгостроя”. Вместо того, чтобы учиться на собственных ошибках, можно просто проанализировать имеющиеся примеры других стран. Такой опыт необходимо адаптировать к украинским реалиям потому, что искусственно воссоздать процесс развития других стран не удавалось еще нигде и никому.

 

29.09.01

Е-mail для замечаний и предложений

 

horuzij@ndu.gov.ua

 

Hosted by uCoz